Политическое сообщество по ту сторону аналитической и континентальной философии. Секция конференции «Векторы–2024»

-

Наука 16+

Аннотация секции:

Почему бы не делить автомобили на два типа: переднеприводные и японские? Ведь именно этим, по мнению Бернарда Уильямса, мы занимаемся по отношению к философии, когда мы делим ее на «аналитическую» и «континентальную». Различение двух «философий» приводит, помимо логической ошибки и концептуальной путаницы, к тому, что, называя того или иного философа «континентальным» или «аналитическим», мы не характеризуем его деятельность, а причисляем его к «своим» или «чужим» — и методологически, и политически. Результат: запутавшиеся читатели, замкнутость философов в их сообществах и стилях мышления и невозможность интеллектуального диалога.

В рамках политической философии это напряжение усиливается. Основаниями для деления на «своих» и «чужих» оказываются стиль письма, логика, методы, отношение к нормативности и понимание политического. О чужой традиции мыслят клише: «аналитикам» свойственна нормативность, и решают они преимущественно вопросы об устройстве общества, определении справедливости, свободы или равенства. А «континенталы» оказываются «вне этики» (Р. Гюсс) — в постоянном поиске нового философского языка этики или растворением его в других областях философии, занимаясь критикой властных отношений, систем угнетения и формирования субъекта. Уместно ли это деление? Так ли оно категорично?

Наша секция — о социально-политических вопросах и возможных философских ответах на них. Так, важнейшей составной частью современной политической теории служит интеллектуальная история, а, например, идея сообщества требует рефлексии над общим языком и этикой. Соответственно, проблемы, которые выносятся в рамках секции, связаны с философскими инструментами, применяемыми в социально-политических исследованиях.

Как критическая теория соседствует с нормативными аналитическими построениями? Как соотносится язык и внеязыковая реальность?

На чем основано понятийное напряжение между концептуальным и неконцептуальным, иллокутивным и перлокутивным в рамках интеллектуальной истории и политической философии? Есть ли у языка, этики и политики общие основания? Каким образом философия становится (и становится ли вообще?) источником метода для политических теоретиков?

Ответы, как кажется, лежат по ту сторону аналитической и континентальной философии. Разделение философских традиций может иметь свою (пусть и не бесспорную) прагматику — в исторической перспективе.

Но в XXI веке все сложнее отнести философа, особенно политического философа, к одному из лагерей. Современные политические философы и теоретики обращаются к крайне широкому спектру философских идей — то есть философствуют так, будто разрыв уже преодолен, а о нем продолжают говорить по инерции. Наш интерес поэтому — не в каком-то насильственном преодолении этого разрыва, а в вынесении его за скобки. Ориентирами в данном случае могут являться А. Макинтайр, С. Кавелл, Р. Брэндом, Дж. Макдауэлл, Ч. Тэйлор, Р. Негарестани, П. Вульфендейл, Д. Захави.

Кроме того, философское деление отражается в других дисциплинарных полях — например, в интеллектуальной истории. Так, на метод Кембриджской школы во многом повлияли труды Л. Витгенштейна и Дж. Остина, в то время как история понятий Р. Козеллека отталкивался от современной ему немецкой философии. Диалог двух этих школ тоже предполагает поиск общего языка — за пределами устойчивого деления.

Секция «Политическое сообщество по ту сторону аналитической и континентальной философии», таким образом, не сосредоточена исключительно на имманентной критике деления философии на две традиции. В рамках секции ожидаются доклады, которые предлагают прочтения текстов (в том числе «классических» авторов) и социально-политических теорий с позиций, преодолевающих напряжение, которые находят неочевидные точки пересечения двух философских традиций в рамках социально-политических проблем. Задача секции — увидеть в философах не представителей двух народов, а civitas peregrina, в котором, как предлагает Р. Рорти, «Селларс и Хабермас, Дэвидсон и Гадамер, Патнем и Деррида, Ролз и Фуко предстанут как попутчики в одном путешествии» к истине.


Подробнее на странице секции.

Поделиться:

26 дней назад
18 апреля 10:00 — 21 апреля 20:00

Москва
125009 г. Москва, Газетный пер., д. 3-5, стр. 1
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов